Чернильные войны
Расходные
материалы - это материалы, необходимые для производства конечного вида печатной
продукции. Расходные материалы могут относиться непосредственно к заказу
(например, бумага, краска, лак, пленка, формы, фольга), либо закладываться в
стоимость нормочаса (например, смывка валиков, офсетная резина).
Положение на
рынке расходных материалов для печати начало интересовать не только
компьютерные издания, а также ведущие бизнес-издания, как BusinessWeek и Economist.
Такой интерес со стороны людей, которые пишут о бизнесе, означает, что
расходные материалы к принтерам оказываются прибыльным делом.
Некогда специфичный рынок расходки привлекает взоры маститых бизнесменов,
инвесторов и начинающих предпринимателей.
Растущий спрос
на чернила и появление множества компаний, которые предлагают заправку струйных
картриджей и продают готовые совместимые картриджи, может оказать значительное
отрицательное влияние на прибыли таких гигантов, как HP и Lexmark.
Начиная с
2003-2004 гг. по всему миру домашние пользователи и представители малых
компаний свободно могут заправить свои струйные картриджи в крупных магазинах и
коммерческих центра. Обычно цена заправленного картриджа стоит вдвое, а то и
втрое дешевле оригинального картриджа. Сети малых магазинчиков, а иногда просто
киосков или стендов, присутствуют во всех маломальских торговых центрах. Если в
СНГ и России нет еще крупных сетей, работающих под одной маркой, на Западе
успешно развиваются несколько франчайзинговых компаний, самой крупной из
которых является Cartridge World, основанная в Австралии в далеком 1997 г. У
этой компании, которая основывает свой бизнес на продаже франшиз, более 250
магазинов только в США.
Cartridge World рассчитывает достичь цифры 3000 в следующем десятилетии. Другая
подобная компания Rapid Refill, которая развивает свой бизнес по подобному
типу, как Cartridge World, но только в Северной Америке, считает, что у бизнеса
есть отличные перспективы, так как сегодняшний рынок чернил напоминает
интернетовский дот.ком бум десятилетней давности. Но основная разница в том,
что все интернетовские проекты, лопнувшие во время хаотичного развития интернет-бизнеса
десять лет назад, были мыльными пузырями, в которых никто не нуждался. Струйная
печать и, соответственно, струйные картриджи в спросе – в них нуждаются.
Чернильные картриджи не из дешевых продуктов: унция чернил в оригинальном
картридже от HP или Lexmark стоит около 60 ам. долларов, в то время как унция
духов Chanel No. 5 стоит 44 доллара. Не удивительно, что потребители ощущают,
что их обдирают. И, действительно, картридж HP 45 стоит немногим более 30
долларов, а совместимый картридж стоит около 20 долларов, в то время как
заправка обойдется в среднем около 12-15 долларов.
За последние
годы потребитель наловчился снижать цену струйной печати. Это достигалось путем
покупки заправочных китов или покупкой картриджей через интернет. Сегодня
недорогие сети заправочных магазинчиков и киосков облегчают им жизнь, экономя
время и предлагая довольно-таки качественный продукт. Некоторые фирмы даже
собирают пустые картриджи, заправляют их и доставляют клиенту в офис или на дом
бесплатно.
Возникает
вопрос, как такие бизнес-модели работают? А все благодаря тем же производителям
принтеров. Наш старый знакомый HP держит высокие цены на картриджи, что
позволяет заправщикам предлагать альтернативный продукт на 40-50% ниже цены
оригинала.
Если в цену
оригинального картриджа производитель вносит также расходы на разработку,
продвижение и рекламу своих продуктов, малым компаниям заправщикам нет
необходимости тратить свои финансы на подобные вещи. Отсюда и экономия и более
низкая цена на продукт и услугу. Заправщики покупают чернила стоимость ниже 1
доллара на картридж, платят зарплату персоналу и инвестируют в заправочную
аппаратуру. Даже при низкой цене на картриджи и услугу по заправке и со всеми
этими расходами представители компаний-заправщиков говорят, что 20%-ная прибыль
обеспечена.
Главное в этом
противоборстве – наличие выбора для крайнего потребителя. Компании-заправщики и
компании-восстановители открыто говорят: „Наш продукт качественный, но не
новый. Мы не производим, а восстанавливаем!” Ведь восстановители покупают
чернила от альтернативных производителей, что не нарушает законов. Формулы
чернил также не нарушают патентов компаний-производителей принтеров. Зная все
это, ОЕМ-компании (оригинальные производители) не сильно пытаются „прикрыть
лавочку”: они понимают, что создав технологии, которые препятствуют вторичному
использованию картриджей, они создадут прецедент для публичного гнева –
посыплются иски за создание монополий, обвинения в нелояльной конкуренции, т.д.
Все же,
производители оригинальной расходки запугивают сильно распоясавшихся
восстановителей через судебные разбирательства, обвиняя их в нарушении патентов
или использовании марки или чего-то еще. Мол, знайте свое место.
Но, несмотря
не на что, вторичный рынок расходки растет из года в год. По словам исследовательского
бюро Lyra Research объем рынка расходных материалов для печати в мире достиг 25
миллиардов долларов в 2007 г., из которых 20% проходится на вторичный рынок.
Такая ситуация становится кусачей для ОЕМ компаний, но она еще терпима. ОЕМ-ы
еще держатся и не опускают свои цены, так как снижение цен отразится на их
марже и прибылях. Первые признаки усиливающегося конфликта уже на лицо: два
года подряд Lexmark отмечает убытки в своих годовых отчетах, Xerox также
недоволен своими результатами, только HP всегда хвастает успехами (но HP имеет
сильную компьютерную и серверную поддержку в общей смете). Частично снижение
прибылей относят на неимоверный рост рынка альтернативных расходных материалов.
С другой стороны представители компаний ОЕМ по-прежнему пребывают в некотором
неземном состоянии, думая, что потребитель готов платить высокую цену за
немного более качественный оригинальный продукт. Может это и так, но не всегда.
Рынок не стоит
на месте. Оригинальные производители (HP, Xerox, Epson, Brother) выбрали
интересную стратегию. Они решили выступить в роли спринтеров, которых трудно
догнать. Оригинальные производители наладили процесс выпуска новых моделей
принтеров в исключительно короткие сроки, что не позволяет альтернативным
производителям угнаться за ними, создавая совместимые картриджи, а
восстановителям – наловчиться работать с новыми аппаратами и заправлять новые
картриджи. Например, по словам менеджеров компании HP отдел печати компании обладает
правами на 4000 патентов и в нем работают более 2000 инженеров. Внушительно!
Но вернемся к
заправщикам. Уже упомянутый Cartridge World работает в 30 странах мира и общий
доход компании за 2006 г. был 300 миллионов долларов. Компания наладила
отличную логистику: при недостатке расходных материалов (чернил, зап. частей) у
франчайзеров необходимое поставляется в считанные часы. В крупнейших
европейских и североамериканских центрах всегда в наличии чернила на стоимость
более 1 млн. долларов.
К сожалению,
не все идет гладко. Восстановители Европы, да и в странах СНГ, чувствуют
дефицит пустых картриджей. Это ведет к тому, что компании разворачивают
различные программы по сборы пустышек в школах, университетах и даже церквях.
Другой проблемой появления множества компаний-заправщиков является факт того, что
огромное количество компаний, предлагающих одну и ту же услугу и продукт,
начинают захватывать территории соседей, что неминуемо ведет к конфликтам между
компаниями из одной и той же гильдии. При таком положении дел выживет не только
самый сильный, но и проворный.
Источник: журнал RechargRussia.